Юридические и законодательные нарушения
электронного голосования
Казус с принятием закона: нарушение сроков
Поскольку нормативная база для проведения эксперимента принималась в спешке, возник казус с принятием Закона города Москвы о дистанционном электронном голосовании.

Федеральный закон № 103-ФЗ, позволяющий проводить эксперимент, вступил в силу 29.05.2019 со дня его публикации, то есть 29 мая 2019 года.
Поскольку нормативная база для проведения эксперимента принималась в спешке, возник казус с принятием Закона города Москвы о дистанционном электронном голосовании.

Федеральный закон № 103-ФЗ, позволяющий проводить эксперимент, вступил в силу 29.05.2019 со дня его публикации, то есть 29 мая 2019 года.

Однако, процедура принятия московского закона о дистанционном электронном голосовании была запущена уже 22 апреля 2019 года, когда Федеральный закон № 103-ФЗ даже не был подписан Президентом, а значит у законодателей Москвы не было правовых оснований принимать закон субъекта РФ, противоречащий действующему федеральному законодательству.

В результате Закон города Москвы «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городского Думы седьмого созыва» № 18 принят 22 мая 2019 года, за 7 дней до вступления в силу Федерального закона, позволяющего органам государственной власти города Москвы принять данный закон о дистанционном электронном голосовании.
Читать о других нарушениях
Юридические и законодательные нарушения
Дистанционное электронное голосование не является институтом, привычным для избирательного законодательства России. Нельзя найти упоминаний о нём не в базовом для избирательной системы № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни в специальных федеральных законах № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» и № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ».
Читать подробнее
Негативное влияние на избирательные права граждан
В законе существует норма, исключающая голосование избирателей на обычных избирательных участках в случае, если они не отозвали заявление об участии в эксперименте.
Проект Федерального закона после его внесении в Государственную Думу не претерпел значительных изменений, но именно в норму п. 6 ст. 3 была внесена поправка, лишившая избирателей возможности проголосовать обычным способом при возникновении трудностей при проведении эксперимента.
Читать подробнее
Казус с принятием закона: нарушение сроков

Поскольку нормативная база для проведения эксперимента принималась в спешке, возник казус с принятием Закона города Москвы о дистанционном электронном голосовании. Федеральный закон № 103-ФЗ, позволяющий проводить эксперимент, вступил в силу 29.05.2019 со дня его публикации, то есть 29 мая 2019 года. Однако, процедура принятия московского закона о дистанционном электронном голосовании была запущена уже 22 апреля 2019 года, когда Федеральный закон № 103-ФЗ даже не был подписан Президентом.
Читать подробнее
Нарушение принципа равенства кандидатов
Внедрение дистанционного электронного голосования привело к важному обстоятельству - нарушению равенства кандидатов.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности на одних выборах, независимо от округа выдвижения. Этот принцип провозглашает равенство не только кандидатов в одном избирательном округе, но и равенство всех кандидатов на выборах депутатов Московской городской Думы, выдвинутых во всех избирательных округах.
Читать подробнее
Декоративная роль УИК ДЭГ
УИК ДЭГ – это участковая избирательная комиссия на участке Дистанционного электронного голосования.
Выборы в России организуют и проводят специальные публичные органы - избирательными комиссиями. Монополия избирательных комиссий на организацию и проведение выборов закреплена в статье 3 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 в качестве одного из принципов проведения выборов в Российской Федерации:
Читать подробнее
Нарушен принцип проведения выборов избирательными комиссиями
Орган исполнительной власти - Департамент информационных технологий города Москвы — выполнял доминирующую роль при организации и проведении электронного дистанционного голосования. Опираясь на нормативные документы и опыт контроля за ходом дистанционного электронного голосования можно прийти к следующим выводам:
Читать подробнее
Другие юридические нарушения при проведении ДЭГ
О других нарушениях БЛА БЛА
Независимость от кандидатов и партий, участвующих в выборах
В частности, избирательные комиссии являются коллегиальными публичными органами с особым порядком формирования. Законодательство обеспечивает представительство в избирательных комиссиях различных политических партий, общественных объединений, собраний избирателей. Установлены ограничения на число государственных и муниципальных служащих в составе избирательной комиссии. Статус члена избирательной комиссии содержит гарантии его независимости от кандидатов и партий.

Реализацию полномочий Департамента при проведении дистанционного электронного голосования обеспечивали государственные служащие, которые работают в рамках системы органов исполнительной власти города Москвы. Никаких гарантий независимости данных лиц от кандидатов, участвующих в выборах депутатов Московской городской думы, установлено не было.
Ограничение гласности при проведении выборов
Другой принцип при проведении выборов - гласность и открытость в деятельности избирательных комиссий при организации и проведении выборов. Этот принцип обеспечен правами членов избирательных комиссий участвовать в заседаниях избирательных комиссий, получать доступ ко всем документам, относящимся к проводимым выборам.

Статус Департамента позволял проводить действия по организации и проведении выборов в «серой зоне», где невозможен эффективный контроль со стороны кандидатов и их представителей, поскольку они не имели механизмов проверки действий Департамента.

В частности, это относится к формированию списка избирателей дистанционного электронного голосования. Порядок предполагал, что заявки на включение в список собирает, обрабатывает и проверяет на первом этапе Департамент. Поскольку подача заявок, хранение данных пользователя и голосование происходит с помощью сервисов Департамента без эффективного контроля со стороны участников избирательного процесса, возникают сомнения в том, что Департамент не имел возможности включать в список избирателей сведения о лицах, которые в действительности не подавали соответствующих заявок. Процедуры дистанционного электронного голосования не позволяют убедиться, что подобные методы не применялись на данных выборах.
Возможности нерегламентированного вмешательства в ход голосования
Широкие полномочия, отсутствие возможностей для эффективного контроля со стороны кандидатов и их представителей, отсутствие технического аудита системы электронного голосования, хранение сведений о голосовании в самом Департаменте — в совокупности все это позволяло Департаменту вмешиваться в ход голосования практически без возможности зафиксировать это, со стороны кандидатов, избирателей и системы избирательных комиссий.
Установление итогов путем утверждения данных Департамента
Избирательное законодательство подробно описывает порядок установления итогов голосования. Для этого в законе установлены этапы подсчета голосов, закреплены права заинтересованных лиц для проверки правильности подсчета, детально описан порядок составления протокола об итогах голосования.

Порядок установления итогов дистанционного электронного голосования сведен до утверждения УИК ДЭГ, данных, полученных от Департамента.

Согласно разделу 4 Положения от 18.07.2019 протокол УИК ДЭГ составляется путем: печати списка избирателей, оформленного Департаментом; расшифровки волеизъявления избирателей, производимое Департаментом; внесение полученных от Департамента данных в протокол и проверка контрольных и логических соотношений. Единственные сведения для протокола, которые УИК ДЭГ получает без участия Департамента, это количество жалоб поступивших в УИК ДЭГ в день голосования.

УИК ДЭГ фактически утверждает итоги голосования, уже установленные Департаментом, не имеет реальных возможностей проверить их достоверность, что подчеркивает формальное положение УИК ДЭГ.
Отсутствие эффективных инструментов наблюдения за проведением выборов
Возможность осуществления контроля за соблюдением установленных процедур при проведении выборов и выявлением действительной воли избирателей является краеугольной гарантией для реализации пассивного избирательного права.

Федеральный закон №67-ФЗ от 12.06.2002 предусматривает значительные возможности для осуществления данных гарантий кандидатам путем назначения наблюдателей и членов комиссий различного уровня с правом совещательного голоса.

Однако, полномочия членов комиссий и наблюдателей потеряли свою эффективность в условиях дистанционного электронного голосования. Законодательство о дистанционном электронном голосовании не предусмотрело специального института наблюдателя дистанционного электронного голосования, а положение наблюдателя, описанное в Федеральном законе №67-ФЗ от 12.06.2002, оказалось имитацией наблюдения.

Оценим полномочия наблюдателя и члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в условиях дистанционного электронного голосования:
Made on
Tilda