Юридические и законодательные нарушения
электронного голосования
Декоративная роль УИК ДЭГ
От идеи до реализации прошло менее года. Для проведения ДЭГ на выборах в Мосгордуму были в спешке приняты необходимые законы. При этом реальный регламент проведения ДЭГ разрабатывался ДИТ и МГИК на площадке ОП Москвы. В итоге изначальная концепция проведения отличалась от финальной.
УИК ДЭГ – это участковая избирательная комиссия на участке Дистанционного электронного голосования.

Выборы в России организуют и проводят специальные публичные органы - избирательными комиссиями. Монополия избирательных комиссий на организацию и проведение выборов закреплена в статье 3 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 в качестве одного из принципов проведения выборов в Российской Федерации:
"Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается".
Органы публичной власти на сегодняшний день активно вмешиваются в избирательный процесс: отбирают кандидатуры на выборные должности, оказывают им содействие в выдвижении и регистрации, агитации, проводят мобилизацию лояльного и подконтрольного электората, вмешиваются в установление итогов и результатов голосования, а также создают препятствия для участия в выборах иным кандидатам. Все это сегодня называется административным ресурсом.

По сравнению обычной участковой избирательной комиссией полномочия УИК ДЭГ сформулированы лишь в общем виде:
Читать о других нарушениях
Юридические и законодательные нарушения
Дистанционное электронное голосование не является институтом, привычным для избирательного законодательства России. Нельзя найти упоминаний о нём не в базовом для избирательной системы № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни в специальных федеральных законах № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» и № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ».
Негативное влияние на избирательные права граждан
В законе существует норма, исключающая голосование избирателей на обычных избирательных участках в случае, если они не отозвали заявление об участии в эксперименте.
Проект Федерального закона после его внесении в Государственную Думу не претерпел значительных изменений, но именно в норму п. 6 ст. 3 была внесена поправка, лишившая избирателей возможности проголосовать обычным способом при возникновении трудностей при проведении эксперимента.
Казус с принятием закона: нарушение сроков

Поскольку нормативная база для проведения эксперимента принималась в спешке, возник казус с принятием Закона города Москвы о дистанционном электронном голосовании. Федеральный закон № 103-ФЗ, позволяющий проводить эксперимент, вступил в силу 29.05.2019 со дня его публикации, то есть 29 мая 2019 года. Однако, процедура принятия московского закона о дистанционном электронном голосовании была запущена уже 22 апреля 2019 года, когда Федеральный закон № 103-ФЗ даже не был подписан Президентом.
Нарушение принципа равенства кандидатов
Внедрение дистанционного электронного голосования привело к важному обстоятельству - нарушению равенства кандидатов.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности на одних выборах, независимо от округа выдвижения. Этот принцип провозглашает равенство не только кандидатов в одном избирательном округе, но и равенство всех кандидатов на выборах депутатов Московской городской Думы, выдвинутых во всех избирательных округах.
Декоративная роль УИК ДЭГ
УИК ДЭГ – это участковая избирательная комиссия на участке Дистанционного электронного голосования.
Выборы в России организуют и проводят специальные публичные органы - избирательными комиссиями. Монополия избирательных комиссий на организацию и проведение выборов закреплена в статье 3 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 в качестве одного из принципов проведения выборов в Российской Федерации:
Нарушен принцип проведения выборов избирательными комиссиями
Орган исполнительной власти - Департамент информационных технологий города Москвы — выполнял доминирующую роль при организации и проведении электронного дистанционного голосования. Опираясь на нормативные документы и опыт контроля за ходом дистанционного электронного голосования можно прийти к следующим выводам:
Другие юридические нарушения при проведении ДЭГ
О других нарушениях БЛА БЛА
Made on
Tilda